Гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом»

Гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом»

Murzina

А.Р. Мурзина,

учитель географии и биологии, участник Гуманитарного проекта «Российский учитель за рубежом», Республика Таджикистан, Президентский лицейинтернат для одаренных детей г. Душанбе


Лучшие образовательные практики отечественного образования как методологическая основа для работы с одаренными детьми Таджикистана по проектной и исследовательской деятельности по специальностям горно-геологического профиля.

В настоящее время педагогическая наука осуществляет постоянный поиск наиболее эффективных способов образования, обращаясь к опыту лучших образовательных практик. Перспективные образовательные технологии в педагогике заслуживают не только изучения, но и распространения опыта среди коллег дружественных стран постсоциалистического пространства. В рамках двухсторонних соглашений между Россией и Таджикистаном в сфере образования с 2017 года начала свою деятельность гуманитарная программа «Российский учитель за рубежом». Эффективность проекта неоднократно отмечается в ходе встреч на высшем уровне, так как деятельность российских педагогов привела не только к росту уровня владения русским языком среди местных школьников, но и повысила качество обучения и результативность олимпиадного движения в стране. Новым направлением эффективности работы российских учителей, следует отметить, является привлечение таджикских школьников к конкурсным программам в направлении подготовки будущих кадров по специальностям горно-геологического профиля, объединяющим крупные российские вузы.

В образовательную практику современных школ внедряются идеи и методы индивидуализации, направленные на продуктивную и социальную деятельность по созданию необходимых условий взаимодействия всех участников образовательного процесса. Эти условия связаны с созданием необходимого инструментария (планов-конспектов уроков, технологических карт) и разработкой дидактических материалов, творческих и разноуровневых заданий. К необходимым условиям для эффективного взаимодействия с учениками в современном образовании стоит отнести и комфортность учебных учреждений, которые не только создают, но и повышают эффективность процессов обучения и воспитания.

Президентский лицей-интернат для одаренных детей г. Душанбе – это инновационная образовательная организация, которая в числе первых предоставила свою площадку для реализации Гуманитарного проекта «Российский учитель за рубежом».

Президентский лицей-интернат является одной из престижных школ не только в столице, но и в Республике Таджикистан, показывает высокий уровень обученности учащихся. Общее количество учеников –1889. Это единственная школа в Таджикистане, где преподавание осуществляется на 3 языках: таджикском, английском и русском. Школьная программа максимально гибка и выстроена таким образом, чтобы создать максимально комфортные условия для всех участников образовательного процесса.

1

УМК и программы имеют дополнительный лицейский компонент (ДОПы), позволяющий учащимся погружаться глубже в предмет и ликвидировать пробелы в знаниях. Дополнительными предметами в обучении являются курсы логики, естествознания, риторики. В лицее высокая оснащенность в кабинетах. Имеются рабочие интерактивные доски, проекторы, компьютеры. Комфортность образовательной среды поддерживается и высокими санитарно-гигиеническими условиями в школе (столовая на 300 мест, медицинский кабинет, спортивные площадки и зоны отдыха для детей). В школе выстроена система психолого-педагогической поддержки учащихся, направленная на решение сложных и конфликтных ситуаций. В лицее работает 101 учитель, 5 учителей-предметников – участники Гуманитарного проекта, преподающие математику, биологию, русский язык. Учителя школы постоянно повышают свой профессиональный уровень. Осуществляется научно-методическая поддержка таджикских коллег по созданию условий профессионально-личностного развития каждого педагога и обмену опытом. Важнейшим направлением работы является ориентация методической службы на самообразование и саморазвитие педработников, распространение опыта в СМИ, организацию семинаров и проведение открытых уроков на республиканском и международном уровне. С 27 по 30 октября 2021 г. в Душанбе состоялся VI Съезд учителей и работников образования стран СНГ. Тема: Образовательное пространство СНГ – стратегический ресурс его устойчивого развития. Участники съезда познакомились с учебным заведением и посетили открытые уроки, организованные таджикскими и российскими учителями. Лицей постоянно принимает на своей площадке высоких гостей. В рамках участия в VII Межпарламентском форуме «Таджикистан – Россия: потенциал межрегионального сотрудничества» 24.02.22 школу посетила Председатель СФ РФ Матвиенко В.И. Во время визита Валентина Ивановна посетила урок биологии в 11г классе с русским языком обучения и пообщалась с выпускниками лицея и российскими учителями, работающими в проекте. Отметила важную политическую миссию и ответственность российских педагогов по продвижению русского языка и российского образования за рубежом.

2

Важным направлением работы наших коллег на территории Таджикистана является привлечение детей к любым формам научно-исследовательской и проектной деятельности, направленным на развитие творческих способностей, расширение кругозора, знакомство с передовыми достижениями современной науки, повышение мотивации к углубленному изучению различных предметов и возможному выбору будущей профессии. В последние годы у таджикских школьников проявляется устойчивый интерес к точным предметам, к наукам о Земле и к геологии в частности. Таджикистан обладает уникальной сырьевой базой. Это богатейшие месторождения рудных и топливных полезных ископаемых, огромный потенциал гидроресурсов. Все это подлежит детальному изучению с учетом их рационального использования и сохранения для будущего страны. Горнодобывающая промышленность Республики Таджикистан, объем которой достаточен для обеспечения отрасли на длительную перспективу, остро нуждается в собственных специалистах, подготовку которых осуществляют российские вузы горно-геологического профиля. Российский опыт по продвижению проектной и исследовательской деятельности пригодился в Таджикистане в рамках программы «Российский учитель за рубежом».

2020-2021 учебный год стал прорывом в детской геологии Республики. Впервые за последние годы таджикские учащиеся приняли участие в российских и международных программах, организованных Межвузовским академическим центром навигации по специальностям горно-геологического профиля, Геологическим музеем им. В.И. Вернадского и Российским геологическим обществом (РОСГЕО).

В 2022 году Таджикистан принял приглашение к участию в Международном конкурсе «Богатство недр моей страны 2022». На конкурс были представлены 4 работы учащихся Президентского лицея-интерната для одаренных детей. Финалистка конкурса в номинации НИР, ученица 8 класса Мируллоева Алия подготовила проект «Гляциолог – профессия будущего». Для Таджикистана ледники – одно из естественных богатств, покрывающие площадь около 9000 км2. Изучением ледников занимается специальная служба, состоящая из специалистов-гляциологов. Гляциологи – уникальные специалисты, которые могут работать как в горах или в северных регионах, так и в крупных мегаполисах, исследуя ситуацию на местах. Они необходимы везде: горнодобывающая промышленность, частные горнолыжные курорты, строительная сфера и другие направления.

3

Цель проекта – оценить возрастающую потребность в подготовке кадров в данной области и познакомиться с международными инициативами Таджикистана по защите ледников.

Актуальность проекта: привлечение внимание специалистов и общественности к активным действиям по защите ледников в Таджикистане, т. к. именно в республике формируется около 60% водных ресурсов для Центральной Азии.

В своем проекте Алия рассматривает причины и негативные последствия быстрого таяния ледников в ключевых областях национальной экономики Республики – гидроэнергетике, сельском хозяйстве и промышленности.

Мируллоева Алия формулирует вывод по работе, что изучение ледников – это инструмент, который позволяет совершенно четко судить о глобальном изменении климата на нашей планете. Данная проблема характерна и для других стран Центральной Азии. Таджикистан в рамках своего председательства в Международном Фонде спасения Арала определил вопрос влияния изменения климата в качестве одного из самых приоритетных. Эмомали Рахмон заявил, что Таджикистан будет прилагать все усилия для привлечения внимания правительств стран региона и мирового сообщества к более активным действиям и принятию неотложных мер в борьбе с этим вызовом и предложил объявить 2025 год Международным годом защиты ледников и установить дату Всемирного дня ледников.

Выпускник 11г класса Нарзуллоев Маликдод, успешно заканчивает лицей и уже давно определился с выбором своей профессии – архитектурно-строительное направление. А конкурс, в котором он стал призером в номинации «Творческий проект», по словам Маликдода, позволил приобрести полезный опыт, который поможет ему в дальнейшей учебе в российском вузе. «Любой конкурс – это новые эмоции, чувства и проявление своего творческого потенциала, а еще это возможность получения новых знаний из различных областей науки. Для меня интересным оказалось погружение в такую интересную науку, как гляциология, я узнал, как устроен ледник, изучил различные его формы, отработал профессиональную терминологию, попробовал свои силы и творчески подошел к реализации проекта. При изготовлении макета я старался учитывать особенности строения местных ледников – Памирских. Это разновидность долинных ледников, отличающаяся отсутствием фирнового бассейна и морены. Они образуются в глубоких узких долинах с крутыми бортами, где условия для образования фирновых полей отсутствуют. Питание происходит за счёт схода лавин и обвалов льда с висячих ледников на склонах.

Мне очень приятно, что мою работу оценили, и она оказалась в числе призеров. Это мое первое участие в таком конкурсе, и оно окончательно закрепило мое убеждение, что необходимо пробовать свои силы в разных направлениях деятельности. Я поверил в себя, в свой талант, и уверен, что победа в конкурсе – это начало моего творческого пути к профессии. А созданный макет, который занял достойное место в кабинете географии, не только послужит наглядным пособием, но и будет вдохновлять таджикских учеников на участие в конкурсных программах», – делает вывод выпускник лицея, а сегодня уже студент российского вуза Нарзуллоев Маликдод.

4

А вот у ученицы 7г класса Гулмамадовой Манижи все еще впереди, она еще в поиске своей профессии и не исключает горно-геологическую направленность своего выбора. Работа над проектом «С любовью о прошлом, с надеждой на будущее: геологические исследования и освоение недр Таджикистана русскими и советскими геологами» позволила Маниже обобщить сведения об исследованиях региона на примерах научных подвигов русских геологов и географов в изучении Средней Азии; в честь 40-летия Российского геологического общества и 30-летия независимости Таджикистана. Актуальность проекта: изучение и распространение научного подвига отечественных геологов, их безграничной преданности своей профессии, верность избранному делу и служение Отечеству. «Данный проект имеет большой воспитательный эффект для нашего подрастающего поколения молодой республики, вся трудовая деятельность геологов – это руководство к действию, вере в себя и в дело, которым ты занимаешься. Это люди, чей научный подвиг вызывает восхищение у меня и у моих сверстников. Конкурс вызвал интерес среди моих одноклассников, многие захотели подготовить свои проекты на геологическую тематику на следующий год», – обобщает Гулмамадова Манижа.

5

В лицее первый опыт проектной деятельности дал старт новому направлению работы с одаренными детьми, способствующему развитию таких важных компетенций XXI века, как самостоятельность, творчество и креативность. Таким образом, включение проектной и исследовательской работы учащихся в процесс обучения в таджикских школах не только позволит внести в него индивидуализацию и дифференциацию образования с учетом способностей и интересов ученика, но и будет реальной основой объединения основного и дополнительного геологического образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.

Back to top