Создание учебного пособия по изучению фоссилий для юных палеонтологов

Создание учебного пособия по изучению фоссилий для юных палеонтологов

№ 2 (12) / 2023

Победитель XI конкурса исследовательских и творческих проектов «Богатство недр моей страны»

Hamid

Элина Хамидуллина,
ученица 11 класса МАОУ «СОШ № 10», МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Стерлитамак


Maksim
Максимочкина Наталья,
Геннадьевна, руководитель творческого проекта, учитель географии МАОУ «СОШ № 10»


Bulyak
Буляккулова Роза Рамильевна,
консультант исследовательского проекта, педагог МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»



Я уже несколько лет увлекаюсь геологией. Больше всего мне нравится определять различные палеонтологические образцы. Их определение до отрядов не вызывает у меня особого труда. Но ведь все с чего-то начинают. Когда я делала это впервые, мне было достаточно трудно, лишь со временем я приобрела опыт. К тому же, часто в определителях много непонятных терминов, которые легко перепутать. Таким образом появилась идея моей работы. Я решила составить пособие, основанное на личном опыте, которое поможет начинающим в самых азах. Поэтому моей целью стало обобщение имеющейся информации по основным морфологическим признакам крупных таксонов беспозвоночных.
В ходе исследования были изучены 13 палеонтологических образцов, найденных в результате полевых экспедиций по территории Ишимбайского и Стерлитамакского районов республики Башкортостан (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Экспедиция на шихан КуштауРис. 1. Экспедиция на шихан Куштау

Рис. 2. Образец, найденный во время экспедиции на шихане КуштауРис. 2. Образец, найденный во время экспедиции на шихане Куштау

Рис. 3. Спутниковый снимок расположения шихановРис. 3. Спутниковый снимок расположения шиханов
Шиханы Юрактау (рис. 4), Куштау (рис. 5), Шахтау (рис. 6) и Торатау (рис. 7), располагающиеся здесь, представляют собой оставшуюся часть ископаемого рифа, который формировался в пермском периоде в Палеоуральском океане (рис. 8).

Рис. 4. Шихан ЮрактауРис. 4. Шихан Юрактау

Рис. 5. Шихан КуштауРис. 5. Шихан Куштау

Рис. 6. Карьер на месте разработанного шихана ШахтауРис. 6. Карьер на месте разработанного шихана Шахтау

Рис. 7. Шихан ТоратауРис. 7. Шихан Торатау

Рис. 8. Расположение материков в эпоху позднего карбона – ранней пермиРис. 8. Расположение материков в эпоху позднего карбона – ранней перми
Изучив каждый образец, я подобрала ассоциации, которые помогут юным геологам легче определять классификацию древних организмов (табл. 1).

Tabl1
Всего в пособии 6 разделов (рис. 9). Первый посвящен инструкции по пользованию пособием и моим личным рекомендациям. А оставшиеся 5 – самим образцам. Один раздел – один тип. В структуру раздела входят: краткое описание типа, сравнительная характеристика подтипов, классов, подклассов и отрядов, пример определенного мной образца.

Рис. 9. Палеонтологическое пособиеРис. 9. Палеонтологическое пособие
Я решила проверить, удобно ли пользоваться моим пособием. Для этого провела фрагмент занятия с учениками 6-го класса, которые только пришли к нам в кружок (рис. 10). В процессе апробации перед ребятами стояла задача определить по одному образцу с помощью моего пособия. Как итог, все девять ребят определили тип и класс, но у двух из них возникли сложности с определением отряда (диаграмма 1).

Рис. 10. Апробация пособияРис. 10. Апробация пособия

Диаграмма 1. Результаты апробацииДиаграмма 1. Результаты апробации
Моим пособием заинтересовались и в моей школе (рис. 11). Я провела небольшой мастер-класс для учеников 9-х классов, в котором рассказала про геологию и палеонтологию. Ребятам очень понравилось, они задавали множество вопросов, как про мое пособие, так и про наши экспедиции.

Рис. 11. Мастер-класс для учеников 9-х классовРис. 11. Мастер-класс для учеников 9-х классов
Но технологии не стоят на месте и двигаются вперед, а на смену печатным изданиям приходят интерактивные способы изучения материала. Я решила сделать небольшую игру, которая поможет легче запомнить древних обитателей наших шиханов (рис. 12, 13, 14).

Рис. 12. Скриншот интерактивной игры «Древние обитатели Шиханов»Рис. 12. Скриншот интерактивной игры «Древние обитатели Шиханов»

Рис. 13. Скриншот процесса знакомства с обитателями с помощью игрыРис. 13. Скриншот процесса знакомства с обитателями с помощью игры

Рис. 14. Qr-код игрыРис. 14. Qr-код игры
Творческий проект «Создание учебного пособия по изучению фоссилий для юных палеонтологов» получил высокую оценку на конкурсе «Богатство недр моей страны 2023», в котором я заняла 1-ое место (рис. 15). Я надеюсь, что пособие для юных палеонтологов даст ответы на палеонтологические загадки, а игра привлечёт больше внимания к такой замечательной науке, как геология.

Рис. 15. Церемония награждения победителей конкурса исследовательских и творческих проектов «Богатство недр моей страны 2023»Рис. 15. Церемония награждения победителей конкурса исследовательских и творческих проектов «Богатство недр моей страны 2023»


Список литературы
1. Кулагина Е.И., Скуин И.А., Коссовая О.Л. Пермский риф Шахтау. Уфа. «Белая река». 2015 г.
2. Данукалова Г.А. Палеонтология в таблицах и иллюстрациях. «Акварель», 2013 г.
3. Королюк И.К. Методы и результаты изучения пермского рифогенного массива Шахтау. М., «Наука», 1985 г.
4. О.Б. Бондаренко, И.А. Михайлова. Краткий определитель ископаемых беспозвоночных. М., «Недра», 1984 г.
5. В.И. Бодылевский. Малый атлас руководящих ископаемых, М. : «Недра», 1990 г.
6. И.В. Рычкова, Э.Д. Рябчикова. Палеонтология в таблицах. Издательство Томского политехнического университета, 2015 г.

Back to top