№ 4 (18) / 2024
«Гарантом устойчивости социально-экономического развития любой страны является её способность создать условия для преемственности поколений на производстве, а также в науке и преподавательской деятельности. Те вызовы, которые стоят сегодня перед Россией, ясно дали понять: для сохранения и укрепления суверенитета нашего государства необходимо на постоянной основе работать над повышением эффективности стратегических технологий, созданием прорывных инноваций, формированием пула компетентных молодых инженеров. Успех этой миссии напрямую зависит от наличия плеяды компетентных учёных и педагогов по конкретным модулям дисциплин», – пояснил актуальность произошедших изменений ректор Горного университета Владимир Литвиненко.
В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II с 2023 г. под руководством ректора университета Владимира Литвиненко в рамках пилотного проекта реализуется новая концепция подготовки кадров высшей квалификации. Инициатором этой идеи стал президент Владимир Путин, который 21 февраля 2023 г. в ходе своего послания Федеральному Собранию сформулировал положение о необходимости подготовки кадров для научной и преподавательской деятельности. Президент также отметил, что учитель и преподаватель напрямую участвуют в строительстве будущего страны, а в высшей школе назрела необходимость существенных изменений. В то же время при совершенствовании системы образования необходим синтез всего лучшего, что было в советской период, и опыта последних десятилетий.
В 2024 г. советской системе подготовки научных и научно-педагогических кадров исполняется 100 лет. И связано это с утверждением 21 января (Международный день аспиранта) 1924 г. Советом народных комиссаров РСФСР Положения о научных работниках высших учебных заведений. Этот документ можно считать одним из первых в перечне нормативных правовых актов, регулирующих государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров. Концептуально же институт аспирантуры был учреждён после утверждения Народным комиссариатом просвещения РСФСР в июне и июле 1925 г. Инструкций о порядке подготовки научных сотрудников в научно-исследовательских институтах и вузах. Появление этой ступени послевузовского профессионального образования было вызвано взятием курса на индустриализацию страны, как следствие, острой нехваткой кадров высшей научной квалификации и неудовлетворительным функционированием существовавших на тот момент форм воспроизводства этих кадров.
Сегодня, как и 100 лет назад, наша страна испытывает острый дефицит не только инженерных кадров, но и научно-педагогических. В связи с этим миссия современной аспирантуры Горного университета направлена на подготовку преподавателей для высших учебных заведений по модулю дисциплин конкретной специальности, а также учёных, которые станут эффективным инструментом технологического развития государства посредством своего участия в процессе получения новых знаний. Если говорить о будущих педагогах, то они должны владеть всем комплексом теоретических и практических компетенций, а также уметь применять свои профессиональные навыки на практике. Для этого им необходимо постоянно повышать уровень самообразования, стремиться к становлению в качестве всесторонне развитых личностей. Добиться этой цели поможет освоение аспирантами в первом семестре теоретических основ педагогической и базовой научной компетенции.
Теоретический курс педагогической компетенции включает 6 дисциплин: «Этика общения и поведения в социуме»; «Педагогическая психология»; «Риторика»; «Миссия педагогического наставника» и другие. На изучение этих дисциплин суммарно отведено 350 академических часов, в том числе аудиторных – 120. По завершении курса предусмотрен государственный экзамен «Теоретические основы педагогического мастерства». Ещё 470 часов займёт освоение модуля дисциплин по специальности и методологии их преподавания в системе высшего образования, по итогу освоения которого также предусмотрен государственный экзамен.
«Каждый хороший преподаватель имеет индивидуальный педагогический почерк, собственные подходы к тому, как увлечь студента своей научной дисциплиной. Вместе с тем профессиональное мастерство в сфере подготовки кадров всё равно базируется на общих основных критериях. Их освоение даёт ощущение осознанности в сложном и ответственном деле подготовки высококвалифицированных кадров. Преподаватель – это особая миссия, здесь осознанность важна как нигде» – отметил Владимир Литвиненко.
Начиная со второго семестра, аспиранты под руководством ведущих педагогических наставников начинают получать педагогические навыки. Освоив компетенцию «Стажёр педагогического наставника студента», а также успешно пройдя аттестацию на квалификацию «Ассистента-стажёра», аспиранты в третьем семестре направляются на кафедру для получения практических педагогических навыков и опыта под руководством заведующего кафедрой в объёме не менее 600 часов, что даёт им возможность лучше понять те или иные особенности преподавательской деятельности по дисциплинам специальности. На этом этапе аспиранты допускаются к самостоятельному проведению лабораторных работ и практических занятий со студентами.
«Миссия современной аспирантуры – подготовка преподавателей для высших учебных заведений по модулю дисциплин конкретной специальности, а также учёных, которые станут эффективным инструментом технологического развития государства за счёт участия в процессе получения новых научных знаний. Аспиранты должны овладеть всем комплексом педагогических компетенций, в том числе научиться осознанно проявлять свои профессиональные навыки перед широкой аудиторией. Именно поэтому, начиная со второго курса, все они в обязательном порядке направляются на кафедры с целью доказать своё право быть полноценными участниками их коллективов», – подчеркнул Владимир Литвиненко.
В конце второго курса, после успешного прохождения аттестации на Совете по педагогическим компетенциям и получения удостоверения «Профессиональный преподаватель», аспиранты начинают профессиональную педагогическую деятельность в качестве ассистента кафедры с объёмом учебной нагрузки не менее 850 часов в течение учебного года.
При условии успешного освоения педагогической компетенции выпускнику аспирантуры Квалификационной комиссией присваивается профессиональная квалификация «Преподаватель» в сфере высшего образования по модулю дисциплин конкретной специальности.
Не менее значимой задачей, стоящей перед аспирантурой, остаётся подготовка молодых учёных, которые на начальном этапе (в первом семестре) осваивают теоретический курс базовой научной компетенции, состоящий из 14 дисциплин: «Методика эксперимента»; «Качество и достоверность исследования»; «Методы и средства научного анализа»; «Математизация общенаучного знания»; «Организация и планирование научных исследований»; «Междисциплинарные методы исследований» и другие. Общая продолжительность данного курса – 250 академических часов, в том числе аудиторных занятий – 120. Завершается данный курс сдачей государственного экзамена «Теоретические основы базовой научной компетенции».
«Наука и открытие – это, прежде всего, эксперимент. Статья – это язык учёного. Очень важно научиться её правильно писать. Тем более сегодня встречается немало работ, написанных с использованием комбинаций из нескольких других публикаций. Это основа лженауки. Стать частью мирового научно-образовательного сообщества можно лишь в том случае, если статья создана на основе мотивированного эксперимента в области инженерных исследований. Причём во время его проведения была правильно выбрана методология исследования и доказана его научная обоснованность, позволяющая повысить качество и достоверность полученных знаний», – говорит Владимир Литвиненко.
По итогу успешной аттестации обучающиеся получают удостоверения аспирантов-исследователей и под руководством уже состоявшихся учёных, ведущих научных руководителей приступают к разработке методологии своих изысканий, выполнению теоретических и лабораторных исследований.
Большую часть времени занимает личный опыт получения новых знаний с целью подготовки кандидатской диссертации и её последующей защиты на Диссертационном совете, положительное решение которого станет итоговым признанием высокого уровня научной компетенции соискателя.
Обучающимся, успешно завершившим программу аспирантуры, выдаётся Свидетельство об окончании аспирантуры, в котором указываются: перечень полученных профессиональных компетенций; результаты, определяющие уровень овладения компетенцией.
На основании Свидетельства об окончании аспирантуры выдается Диплом профессиональной квалификации с указанием специальности:
1. «Преподаватель» – в сфере высшего образования модуля дисциплин по специальности при условии наличия итоговой аттестации уровня педагогической компетенции.
2. «Исследователь-практик» – по защищённому научному направлению при условии защиты диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.
Решение о присвоении профессиональной квалификации «Преподаватель-исследователь» или «Исследователь» с выдачей Диплома с развёрнутым приложением, соответствующим международным требованиям ЮНЕСКО, с указанием всех достижений выпускника, принимает Квалификационная комиссия университета.
Не секрет, что в академическом сообществе бытует мнение, будто миссией аспирантуры является исключительно подготовка учёных. Новая концепция, реализуемая Санкт-Петербургским горным университетом императрицы Екатерины II в рамках пилотного проекта по совершенствованию подготовки кадров для российской экономики, ломает этот стереотип. Очевидно, что России для достижения технологического суверенитета необходимо также обеспечить и преемственность поколений в педагогике. Новые учебные планы аспирантуры, внедрённые в старейшем техническом вузе нашей страны, позволяют найти идеальный баланс между подготовкой научных кадров и преподавателей высшей категории – специалистов, которые в будущем передадут полученные сегодня знания новому поколению учёных и инженеров. От результатов этой работы, без всякого преувеличения, зависит дальнейший тренд развития всей системы подготовки кадров высшей квалификации в России.
Источники:
1. Пилотный проект. Модернизация высшего образования: Аспирантура. Методологические таблицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pilot.spmi.ru/sites/default/files/pdf_docs/infographics_hqs.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
2. Форпост Северо-Запад: В Санкт-Петербургском горном университете внедрили новую концепцию подготовки аспирантов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forpost-sz.ru/a/2023-12-22/ v-sankt-peterburgskom-gornom-universitete-vnedrili-novuyu-koncepciyu-podgotovki, свободный. – Загл. с экрана.
3. Форпост Северо-Запад: Аспиранты Санкт-Петербургского горного университета приступили к самостоятельной педагогической практике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forpost-sz.ru/spmi/2024-10-07/aspiranty-sankt-peterburgskogo-gornogo-universiteta-pristupili-k-samostoyatelnoj, свободный. – Загл. с экрана.
4. Форпост Северо-Запад: Владимир Литвиненко: В Санкт-Петербургском горном университете появилась «команда преподавательской надежды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forpost-sz.ru/a/2024-05-24/vladimir-litvinenko-v-sankt-peterburgskom-gornom-universitete-poyavilas-komanda, свободный. – Загл. с экрана.
5. Форпост Северо-Запад: Владимир Литвиненко: «Философия науки» – механизм, нацеленный на повышение технологического суверенитета России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://forpost-sz.ru/a/2023-02-22/vladimir-litvinenko-filosofiya-nauki-mekhanizm-nacelennyj-na-povyshenie, свободный. – Загл. с экрана.
Д.В. Мардашов,
директор Центра «Подготовки кадров высшей квалификации» (Аспирантура) Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, д. т. н., профессор
Фотографии: © Форпост Северо-Запад / Павел Долганов