№ 1 (19) / 2025
М.Л. Рудаков,
проректор по специальным программам, председатель Совета по педагогическим компетенциям, доктор технических наук, профессор, СанктПетербургский горный университет императрицы Екатерины II
Первая теоретически проработанная система наставничества в России появилась в 1860 г. Создали ее не профессиональные педагоги, а «технари» – Сообщество инженеров-механиков под руководством известного изобретателя Дмитрия Советкина. Через 13 лет о «русском методе обучения ремеслам» узнал весь мир – на Всемирной выставке в Вене система Советкина, как образовательная новация, была удостоена Большой золотой медали.
Через 165 лет история дает спираль, и снова импульс идет от технического вуза. В новой модели высшего образования, которую Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II реализует в рамках пилотного проекта совершенствования отечественной вузовской системы, развитие наставничества является важной составляющей.
«Учитель, воспитай ученика…»! Эти слова – аксиома для любого человеческого общества, каким бы оно ни было. В государствах прошлого цеха ремесленников передавали по наследству азы профессии, Российская империя крепла профессорскими династиями, Советский Союз – трудовыми. В пылу реформ 90-х социальный институт наставничества был практически похоронен. В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II он сегодня – базовый элемент обучения и воспитания.
Сегодня перед страной стоят задачи, вполне сопоставимые по масштабам с индустриализацией 1930-х годов и послевоенным восстановлением, блестящим итогом которого стал первый в истории полет человека в космос. Без эффективной системы наставничества рекордные темпы развития науки и промышленности были бы невозможны. Сегодня немногие вспомнят авиаконструктора Роберта Бартини. Однако именно этот итальянский антифашист стоял у истоков советской реактивной авиации. Он был автором фундаментальных трудов по физике и аэродинамике, под его руководством прошло становление Сергея Королева, одного из основных создателей ракетно-космической техники в СССР.
Позицию Горного университета о новой системе наставничества в Горном университете ярко осветил ректор, профессор Владимир Литвиненко, отвечая на вопросы о балансе обучения и воспитания в образовательном процессе:
«Знания – это ровно половина дела. Их можно применять во благо, можно в разрушение. Вторая составляющая – воспитание. И здесь перед системой высшего образования стоит сложнейшая задача, которую формулировал еще Николай Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Конечно, сложно воспитать патриота Отечества в одном отдельно взятом вузе. Влияют СМИ, пропагандирующие совсем иные квази-востребованные образы, влияет семья. Вспомним 90-е. Культивировались и были востребованы образы бандитов и путан. Начало 2000-х – экономистов и чиновников. Видим ли мы сегодня хоть одну мыльную оперу, аналогичную фильму «Девять дней одного года» или книге Гранина «Иду на грозу»? За несколько десятилетий было выращено общество потребления. И как его трансформировать в общество созидания?
Я считаю, что в логике существования и выживания нашей страны работает глубинный инструмент социальной консолидации – институт наставничества. На вопрос «Как?» мы отвечаем реализацией его механизма.
Фраза «Без тыла нет фронта» актуальна сегодня не в меньшей степени, чем в годы Великой Отечественной войны. Наставничество помогает осознанию единства целей и формированию преемственности в накоплении знаний и опыта на благо страны. Студента с первых дней опекают старшекурсники и педагоги-кураторы. Дальше – наставники по специальности и наставники по науке. Производственные наставники на предприятии.
Уже сейчас в Горном это порядка тысячи человек, имеющих мотивацию и желание.
За редким исключением, человеку свойственно созидание. Это как инстинкт самосохранения. Капитализация самого себя за счет знаний ведет к капитализации семьи, благополучию близких, к успеху в карьере, к самосовершенствованию. Конечно, всегда будут люди с сознанием «Где тепло, там и родина», но давайте перенастроимся с ущербной психологии на самоуважительную. Что выгодно для страны – выгодно для моей компании, что выгодно для компании – выгодно для меня. И наоборот. Это девиз коммунистического Китая, где идеология не препятствует, а, наоборот, помогает саморазвитию человека.
Идеи преемственности и общности целей сегодня витают в воздухе. Опыт Горного университета в создании системы наставничества оформляется в рабочую модель, которая будет полезна в масштабах всей отечественной вузовской системы. Процесс уже получает надлежащее законодательное закрепление. Речь, в частности, идет об изменениях в Трудовом кодексе РФ, которые вступают в силу с первого марта 2025 г. – вводится новая статья о наставничестве, которая регулирует особенности труда наставников».
Система наставничества в Горном университете достаточно многогранна.
Как известно, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Для того, чтобы на ближайшие шесть лет Горный стал реальным домом для студентов-первокурсников, к ним сразу же прикрепляется наставник из старшекурсников. Его задача – помочь новичку адаптироваться к вузовской среде. Это и обязательное ношение формы, и нормы проживания в общежитиях, и внеучебные мероприятия, и спорт, и возможности студенческого самоуправления.
Параллельно педагогический наставник – куратор из числа преподавателей перестраивает сознание подопечных со щадящего «школьного» режима на более интенсивный «вузовский», на работу в условиях многозадачности. Это помощь в освоении фундаментальных дисциплин, рекомендации по подбору литературы, вовлечение в науку, отслеживание «хвостов». В общественно-социальной жизни – обсуждение процессов, происходящих в экономической и политической жизни страны, юридическое сопровождение, коммуникация с родителями. Все это происходит как в рамках еженедельного кураторского часа, так и при неформальном общении.
На третьем курсе к юношам и девушкам, успешно освоившим модуль общеобразовательных и общетехнических дисциплин, прикрепляется наставник по специальности. Это преподаватель профильной кафедры, который сопровождает процесс обучения подопечных следующие четыре года. Например, на нефтегазовом факультете наставник помогает сначала выбирать, а потом осваивать курс дополнительных компетенций. Сертификаты, свидетельствующие о расширении профессиональных навыков, являются солидной добавкой к диплому. Кроме того, наставник руководит получением студентом двух рабочих профессий. Это происходит как на реальных производствах, так и на буровом полигоне вуза в Саблино. Всего таких учебно-производственных площадок у Горного пять. И очевидно, что в ходе подготовки выпускника к диплому обойтись без регулярных консультаций с наставником просто невозможно.
Практики в вузе, после того, как он перешел на новую шестилетнюю модель обучения, занимают 50 недель. Они начинаются с ознакомительных и учебных, когда студент убеждается в правильном выборе специальности, затем переходят в производственные и преддипломные. Кульминацией является полноценная работа на предприятии в должности «инженера-стажера». Крупнейшие российские компании, безусловно, заинтересованы в кадровом резерве и заключают с вузом договора об академическом сотрудничестве. Ключевую роль в этом взаимодействии играют производственные наставники – мастера, способные передать азы и тонкости профессии. В обязательном порядке они принимают участие и в защите дипломного проекта.
Диплома может быть и два. Основной и «Инженера-исследователя». Студент, освоивший модуль дисциплин «Основы истории и философия науки», допускается в лаборатории и под контролем научного наставника выполняет комплекс исследований в составе временного научного коллектива. Опыты на оборудовании специализированных центров вуза, которого зачастую нет у ведущих НИИ и научно-технических отделов национальных компаний, идут по заказам предприятий-партнеров. Их результаты становятся публикациями, защищаются патентами или регистрируются как открытия. И, конечно, внедряются на реальном производстве. Если же речь об аспирантах, то это и тема кандидатской диссертации. Но самое главное в процессе наставничества – передача знаний и навыков.
Начиная с 2023 г. в Горном университете на системной основе организуется обучение наставничеству для студенческих наставников из числа студенческого актива, аспирантов и преподавателей. Слушатели, например, имели возможность узнать о методах взаимодействия «наставник – студент» с учетом различных психологических особенностей молодых людей от ведущих преподавателей Российского государственного педагогического университета имени Герцена, подискутировать с ними об особенностях мотивации старшекурсников к освоению профессии.
Приглашенные врачи – специалисты в области наркологии и психиатрии ответили на вопросы будущих наставников о признаках деструктивного поведения, профилактике противоправных действий и сохранении психического здоровья студентов. Детально рассказали о симптомах отравления наркотическими средствами, о последствиях употребления наркотиков, методах профилактики наркомании в студенческой среде.
Речь на семинарах велась также об этике наставничества, практических подходах к организации производственных практик, о роли наставников в освоении студентами дополнительных профессиональных компетенций, об организации дипломного проектирования, рассматривались юридические аспекты.
Методология и практика наставничества для студентов 1–2 курсов уже подготовлена. В целом по вузу она будет доработана в течение 2025 г. Предстоит выстроить схему работы производственных наставников от предприятий, которые заключили с Горным университетом договоры об академическом партнерстве. Важен также и обратный процесс – стажировки на производстве педагогических наставников из числа преподавателей университета.
В заключение необходимо отметить, что наставниками становятся не все желающие, некоторые слушатели не смогли подтвердить соответствие этому ответственному статусу. Тем не менее обучение наставников будет продолжено, в том числе и для молодых преподавателей Горного университета.
Фотографии: © Форпост Северо-Запад / Павел Долганов