Опережая время. О реализации модели инновационной высшей школы Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II

Опережая время. О реализации модели инновационной высшей школы Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II

№ 1 (19) / 2025

ban
В этом номере мы хотим познакомить образовательное сообщество, преподавательский и студенческий корпус с уникальным опытом создания образовательной, научной платформы, реализации модели высшей школы на примере Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, с прогрессивными взглядами ректора Санкт-Петербургского горного университета Литвиненко Владимира Стефановича на проблему реформирования высшей школы.

По мнению ректора: «Деструктивные стандарты образования пришли в нашу страну еще при СССР – в 1980-е гг. Уже тогда школа отказалась от воспитания и нацеленности на формирование человека-созидателя. Как следствие – рухнула и целевая система подготовки инженерного корпуса для нашей индустриальной экономики. Ее примитивные остатки сохранились в форме специалитета.

1

В качестве краеугольного камня в высшем образовании внедрялась чуждая нашей экономике двухуровневая Болонская система. Напомним: бакалавриат предусматривает передачу общих теоретических знаний без закрепления их на практике. Кому нужен такой сотрудник на производстве? Да и сами бакалавры в основном не спешат вливаться в трудовые коллективы отечественных заводов и фабрик. В промышленности возник очень серьезный кадровый провал.

Два слова о магистратуре. Это двухгодичное постдипломное обучение студентов. Она декларируется как подготовка к научно-исследовательской деятельности и фактор карьерного роста. Однако магистранты ни в коей мере не являются ресурсом для восполнения кадровых брешей в отечественной промышленности и педагогике.

После прихода Владимира Путина на президентский пост был наложен запрет на безоглядную передачу исключительных прав на пользование российскими недрами на заведомо невыгодных для страны условиях. Встал вопрос о реиндустриализации и суверенизации экономики, и главным препятствием на этом пути стал дефицит качественных инженерных кадров. Сегодня каждая вторая компания в России ищет инженера, который бы соответствовал содержанию своей квалификации по диплому.

2

Именно эта проблема и стала толчком к появлению указа Владимира Путина от 12 мая 2023 г. «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Этот документ дал старт масштабному социальному эксперименту. Его главная составляющая – возврат в образовательный процесс суверенных смыслов и методов.

Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II в международном рейтинге по категории «Инженерное дело, добыча полезных ископаемых и горная промышленность» входит в первую мировую десятку из 1350 технических университетов своего профиля. Он первым в стране в рамках пилотного проекта начал реализацию модели новой высшей школы.

В чем ее новизна? Оторванным друг от друга бакалавриату и магистратуре вуз противопоставил единый уровень инженерного образования – базовое высшее с шестилетним сроком обучения. К моменту получения диплома студенты имеют за плечами 52 недели формирования практических навыков и опыта, в том числе 16 – преддипломных и шесть – стажировки в качестве инженера-стажера с соответствующей производственной аккредитацией в компаниях-партнерах. Предусмотрено овладение не менее чем двумя рабочими профессиями и восемью и более дополнительными профессиональными компетенциями.

3

А такие дисциплины, как «Основы формирования научного знания», дают возможность еще в студенчестве получить глубокое понимание культуры исследовательской работы. В организационном плане это выражается в присвоении статуса студента-исследователя.

Взаимодействие университета с реальным сектором экономики стало более тесным. Появилось понятие «академический партнер». Речь идет уже не просто о предоставлении производственной площадки для студенческих практик, а о подключении предприятий к более широкому участию в образовательном процессе. Представители бизнеса включены в работу специально созданной кафедры «Практических навыков и опыта», участвуют в защите дипломных работ. Производственные наставники студентов курируют со стороны предприятия процесс освоения производственных навыков. Сегодня более 120 крупнейших компаний сотрудничают с Горным университетом в новом формате.

Принципиально изменилась система оценки остаточных знаний студентов на выпускном этапе. Дипломный проект содержит три обязательных раздела: технологический, экономический и научный. Каждый выпускник должен не только успешно сдать государственный экзамен по модулю дисциплин по специальности и защитить дипломный проект, но и получить положительную оценку своих инженерных компетенций со стороны академического партнера.

4

После защиты основного дипломного проекта некоторым выпускникам предстоит защитить приобретенные ими новые знания на специальном научном совете для получения второго диплома инженера-исследователя. Его обладателями смогут стать до восьми процентов потока.

Специализированное высшее инженерное образование в рамках данной модели не является отдельным образовательным уровнем. Оно представляет собой получение дополнительной инженерной квалификации в сфере новых технологий или углубленных научных знаний от года до трех лет.

Переход к выпуску инженеров нового качества вызвал необходимость обновления требований и к преподавателям. В Горном университете введены новые преподавательские статусы: лектор, ассистент лектора, педагогический наставник студентов, научный наставник студентов. Основной целью новаций здесь является возврат аналогового мышления и выстраивание системы ответственности преподавателя за достижение конечной образовательной цели. Она состоит в том, чтобы сформировать у студентов знания по специальности и привить им мотивацию к самореализации на производстве.

5

Естественно, реализация новой образовательной стратегии не проходит гладко. Немалые сложности создают, например, проблемы в школьном образовании. Всеобщему переходу вузовской системы к базовому высшему образованию к 2026 г. должна сопутствовать новая школьная реформа.

Кроме того, успешное масштабирование образовательной модели Горного университета невозможно без консолидированных усилий исполнительной власти и поддержки общества. Поэтому к сказанному нужно добавить включение инструментов персональной ответственности для глав профильных учреждений государственных органов за качество регулирования в образовании» (источник: Ria.ru https://ria.ru/20250213/rossiya-1998879847.html).

6

Как системно, профессионально, по государственному жестко и емко! Возглавив вуз в 39 лет в 1994 г., в сложное для российского образования, да и всей страны время, он сумел сохранить все основные направления научных исследований института и поднять их на высокий уровень. Инноватор, всегда готовый к конструктивным переменам, твердый в своих убеждениях. Это позволяет Владимиру Стефановичу уверенно выстраивать свой профессиональный и жизненный путь, принимая верные решения.

Значительную роль Владимир Стефанович отводит школьной реформе, выработке инновационных подходов к школьному образованию в интересах формирования технологического лидерства страны. По мнению ректора: «Сложность любой учебной программы должна нарастать по мере формирования у школьников стройной картины мира. Школьные естественно-научные предметы в условиях эффективной образовательной системы должны подводить детей к освоению дисциплин вузовского инженерного образования. А в реальности в большинстве случаев отбивают к нему вкус».

7

Университет как зеркало результатов школьного образования

Вот в таком определении Владимир Стефанович представляет ценностно-целевые ориентиры государственной политики в сфере образования. Все, что, к сожалению, теряется в нашем обществе. Как человек с высокой гражданской позицией, системным подходом и высочайшей степенью социальной ответственности, он определяет и ставит «ценностно-мировоззренческие задачи и задачи сохранения цивилизационной идентичности России» с полным их представлением. Первоочередной задачей он видит разработку и применение эффективных образовательных подходов, методик и технологий, повышающих качество образования.

Представленная форма образовательной системы должна быть определена как неоценимый вклад в российское образование и науку, использоваться как инновационный опыт, достойный подражания. Стратегия методологии обеспечения коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием должна быть взята за основу всеми высшими учебными заведениями.


А.В. Титова,

зам. директора ГГМ им. В.И. Вернадского РАН, вице-президент Академии горных наук,

директор и автор проекта журнала «Горная промышленность «ЮНИОР», д. т. н.


 

Фотографии: © Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Back to top